THE BEATLES, причины успеха

 

Почему мы до сих пор говорим о феномене музыки The Beatles, хотя прошло уже более 50 лет? The Beatles изменили всю мировую музыкальную культуру за небольшой промежуток времени. Их успех до сих пор не повторен. За 7 лет группа выпустила 13 альбомов, сняла 6 фильмов. 10 альбомов битлов вошли в рейтинг «500 величайших альбомов всех времен» журнала Rolling Stone, 4 из которых находятся в первой десятке, 26 номинаций на Грэмми.

Их слушали и слушает и англоязычная аудитория, и носители любых других языков. Вряд ли есть такие исполнители в истории, которые хотя бы раз не спели каверы на темы песен The Beatles. Почти все песни  подверглись копированию, есть таблицы со всеми песнями The Beatles и количеству их каверов. Только у Yesterday 3000 каверов по данным книги Гиннеса. В шестидесятые годы в Англии было до пяти тысяч групп, которые исполняли фолк, скифл, эстрадную музыку, но самой знаменитой с гигантским отрывом стали The Beatles.

Тысячи источников рассказывают о них, но о причинах успеха мало сказано. На главном битловском сайте beatles.ru делалась попытка объяснить причины успеха группы, но в комментариях битломаны просто уничтожили автора. Макаревич говорил: «у Битлз была та ничем и никем не объяснимая магия, которая неотразимо действовала на публику, цепляла». Это объяснение из области мифологии. Эксперты Оксфордского и Саунгемптонского университетов провели исследования и определили, что главной причиной успеха The Beatles являются их тексты. Они определили, что в 16 процентах случаев музыканты в своих текстах упоминали погоду, а так как в Британии погода самое упоминаемое и популярное явление, то вот это совпадение якобы и привело к популярности группы. Вроде на полном серьезе сообщение. Чаще всего все попытки обосновать успех The Beatles сводятся у разных авторов к перечислению того, что достигла группа за 7 лет, но не к истинным причинам. Какие же в действительности благоприятные возможности и преимущества были у The Beatles?

Вот наши изыскания, более глубокое расследование причин их успеха.

Во-первых, талант. Хорошие вокальные данные, особый мелодический дар членов группы, как композиторов. Простота парней. Но нужно согласиться, это имеют многие.

Правило 10000 часов: гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом. Не добиться высочайшего уровня мастерства, не прикладывая особых усилий. Для выхода на мировой уровень в любой области знаний существует это правило. До начала записей в студии The Beatles сделала 1200 концертов вживую. В мире много известных групп, которые за всю свою историю не делали столько выступлений.

Пол и Джон имели одинаковую судьбу с их матерями, обе рано ушли. Это сдружило Пола и Джона. Уступчивость Пола: он никогда не спорил по авторстве. Он и сам всегда писал об авторах песен: Леннон на первом месте и потом Маккартни.

Стечение обстоятельств, что три таких таланта жили и встретились в одном городе. Нужные люди встретились в нужное время в нужном месте.

В Ливерпуле в пятидесятые годы было мало развлечений кроме музыки. Ливерпуль был чем-то похож на Нью-Орлеан, благодаря которому появился джаз. Ливерпуль, как портовый город имел возможность получать привозную музыку из Америки, а именно блюзы и рок-энд-ролл. Еще не появились компьютерные игры, соцсети. Музыка заполняла этот вакуум. Среда в этом городе для появления свежего направления в музыке была очень благоприятной. Возник даже особый жанр британской музыки — мерсибит по названию ливерпульской реки Мерси.

Тексты The Beatles, особенно вначале, были достаточно искренни, наивны, сентиментальны, что обычно нравится простым людям. Многие песни звучали как хорошо понятные советы более мудрого человека. Бесконечные намеки в словах, игра слов, особенно у Леннона. В песне Ticket to Ride слово «ride/riding» стало сленговым выражением для обозначения сексуальной связи. Только редкие песни вначале типа Nowhere Man не имели любовного контекста. Слова песен были настолько простыми, что на советской пластинке к песне Girl было написано, что слова «народные». Несколько позже в песне Taxman появилась социальная направленность текста.

Мелодии включали в себя хорошие заимствования из рок-н-ролла, ритм-энд-блюза, блюзовых стандартов, кантри, соул и поп-музыки. Но и открытия в музыке были ими сделаны, в той же песне Ticket to Ride, можно сказать, появилась предтеча жанра хеви-метал. Песня Tomorrow Never Knows была, возможно, первой психоделической песней. Простота мелодий была только кажущейся. Считается, что, в All My Loving было даже заимствование из Чайковского. В песне In My Life чувствовалось влияние Баха.

Пение было таким, что, казалось, что поющий сам верит в каждое слово - Till There Was You – Маккартни. Их вокал в большинстве песен был нежным, что также нравится большинству людей. У Маккартни был прирожденный дар к сочинению моментально запоминающихся мелодий, тогда как Леннону пришлось много трудиться, и он быстро догнал в этом Пола. До прихода в группу Маккартни Леннон даже и не пытался писать песни.

Четвертый альбом Beatles For Sale со своими новыми веяниями уже стал недосягаемым для остальных британских групп. Заимствования закончились на песне Dizzy Miss Lizzy.

В песне Please me они впервые рискнули на простой переход из одной тональности и это был переломный момент, по словам Пола. Дальше пошли многочисленные выдумки и новшества, украшающие и без того хорошие мелодии. Нарастающий и затухающий звук в песнях, вращающиеся громкоговорители, изменение скорости магнитофона, проигрывание мелодии задом наперед, крики, звуки животных, крещендо в исполнении сорока музыкантов симфонического оркестра. Yesterday была вообще нестандартной, семитактной. Песня доказала гениальность Маккартни, который, не только написал и слова, и мелодию, но и исполнил ее один на всех инструментах с наложением. Это было их стилем, взять что-то совершенно инородное и связать воедино. Были и другие подобные упражнения - Mother Nature’s Son. Они постоянно развивались, во многом были новаторами в музыке шестидесятых. В каждой песне была новая идея. В то время впервые появилась многодорожечная запись, стереозвук. И The Beatles в полной мере, одними из первых, использовали это новшество. Техническая сторона записи претерпевала сильный подъем. Благодаря этому их музыка получила возможность невероятно усложняться. Они ломали правила, которые к тому времени сложились в студиях. Одной из первых вещей, использующей все новшества, стала Paperback writer. Очень большую роль в успехе коллектива сыграл продюсер, интеллектуал и музыкант Джордж Мартин и, в самом начале - Брайан Эпстайн.

До больших пластинок сначала выпускались синглы, и было соревнование в лидерстве, чья песня Пола или Джона попадет на первую сторону, что тоже сыграло   большую роль.

Каждый из них был личностью, включая и Ринго. Джон как то принес запись с ударниками и сказал Ринго, что он хочет, чтобы Ринго стучал как в этой записи, на что Ринго ответил, что тут же два ударника играют. Джон: вот и играй за двоих, это рассказал сам Ринго. Кроме того Ринго сумел внести в барабаны американский стиль, что было совершенно новым для Британии и выделило их из остального множества британских групп. Также он часто давал оригинальные забавные названия песням и альбомам: A Hard Day’s Night, Tomorrow Never Knows и другие. Сочетаемость Ринго с группой было идеальным.

Благодаря Харрисону The Beatles связали два совершенно разных музыкальных мира: европейский и индийский, ввели новый инструмент – ситар, внесли в песни некую восточную мудрость и духовность. Джордж был самым профессиональным импровизирующим гитаристом в группе. Джордж, если бы не попал в The Beatles, то наверняка стал бы сильнейшим лидером в другой группе.

Их игра на гитарах была совершенно уникальной и чудом разной: Пол – это бас, Джон – ритм, Джордж – соло. Пол сделал бас мелодичным, свежим для тех времен и невероятно красивым, это был совершенно новый стиль игры на басу.

The Beatles стали первой группой, именно как группа, потому что в остальных группах всегда был один лидер. Этим они также выделились. Они изобрели рок-банд, где все были равны. У них была своего рода демократия. Их силы сложились не арифметически, а синергетически. Это был коллективный автор с сильной мотивацией обойти друг друга, в том числе, и Харрисон в связи с этим начал сочинять великолепные мелодии и внес свой вклад в общий успех.

Их песни, несмотря на кажущуюся простоту, были сложными, изобретательными, новаторскими, нешаблонными. Каждая тема многое скрывает за собой. Их амбиции были невероятны, они хотели сложных песен. Они очень серьезно относились к сочинению. Множество дублей сопровождало запись каждого их произведения. Простейшую, кажется, вещь Ob-La-Di, Ob-La-Da перезаписывали 8 дней, только за один день было сделано 12 дублей. Песню I Will записывали 67 раз. Но песни чаще всего не превышали по длительности более трех минут, что не напрягало слушателей.

Они были молодыми красивыми людьми, еще и поэтому привлекали это новое, возникшее в послевоенные годы поколение девушек. Послевоенное поколение было эмоциональным, песни The Beatles – тоже, поэтому девушки так экспрессивно принимали их песни, вплоть до того, что, как очевидцы вспоминают, девушки описывались на концертах. Чувство юмора, английская ирония, игра словами, напускная грубость, самопародия особенно Джона и всех участников также привлекало к себе публику. The Beatles первыми откровенно раскрыли темы любовной лирики, одиночества, романтики, философии. Девушкам эти парни казались родственными душами. Битломания и развилась из-за этого.

Леннон: «Звездой я стал только потому, что сдерживал чувства» - он имел ввиду, что был нежеланным в семье и не был ни под чьим влиянием.

В конце концов, группа в связи со своей невероятной популярностью и славой стала жить в каком-то пузыре, оторванная от всего мира. Такая жизнь также принесла свои плоды и дала мощный творческий взрыв. Все, кроме музыки, ушло на второй план. Джон говорил, что стоило ему моргнуть, как все уже понимали все с полуслова. Музыканты несколько лет жили в полном отказе от личной жизни. Ритм жизни в эти годы был жесточайшим.

The Beatles, в конце концов, вовремя разошлись и остались на вершине музыкальной культуры, а их музыка остается современной.

            Всё перечисленное выше, по нашему мнению, и было теми факторами, которые привели к величию и бессмертию музыки The Beatles. Мы не пишем, что Леннон хотел сделать лучшую в мире группу и это стало причиной подъема группы. Это и не имеет доказательств, и, скорее всего, любые музыканты имеют такое желание.

Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map