К главной странице Введение к сайту об английском языке

Вводный раздел

Идея книги

 

Изучение языка состоит из многих бесконечно взаимосвязанных аспектов. Нельзя заниматься только одним из них в отрыве от всех остальных. Дело даже не в однобокости результата. Просто результата не будет вообще. Отличие предмета языка от любого предмета в том, что при изучении языка нельзя идти от частного к общему. Нужно постоянно представлять весь объем, постоянно углубляя его, работая как бы по всему фронту. Младенец не начинает учить родной язык с изучения артиклей или с Past Perfect Tense. Он работает сразу над всей массой информации, получая ее одновременно. В математике, например, можно изучать сначала таблицу умножения, совершенно не представляя, что существуют интегралы и ряды Фурье. Они не нужны при изучении таблицы умножения. В языке все связано очень сильно. Артикль не может существовать без существительного, существительное не может существовать без глагола. Глаголу нужен предлог, наречие. Существительным и местоимениям нужны прилагательные, союзы. Для дальнейшего обогащения речи требуются междометия, частицы, релятивы и т.д. Таким образом, создается предложение, состоящее из различных членов, которое строится на базе сразу нескольких частей речи. Обучение иностранному языку, в основном, сводится к проблеме перевода на родной язык и обратно. При переводе с иностранного языка на родной, естественно, приходится исходить из системы переводимого языка, т.е. необходимо установить те или иные языковые единицы (слова, сочетания, грамматические модели) и продумываются возможные способы передачи их на родном языке. При этом подразумевается, что обучаемый достаточно хорошо владеет родным языком, чтобы правильно использовать его средства. При переводе же с родного языка на иностранный необходимо точно так же знать все аспекты иностранного языка. Достичь приличного уровня в иностранном языке можно, только научившись понимать процессы, происходящие в языке. Кстати, одним из положительных факторов при изучении иностранного языка является то, что по мере все более глубокого освоения иностранного языка, все более улучшаются знания родного языка. Существующие учебники чаще всего усложнены, перегружены формальным подходом, не решают основной проблемы желающих изучить язык, а именно, говорить на нем. Поэтому главная идея пособия - это изучение языка, передвигаясь от общего к частному этапами, каждый из которых будет захватывать все аспекты, стороны языка, при этом каждый очередной этап будет все углубленнее и полнее, т.е., следуя логике ребенка. Не надо добиваться сразу полного усвоения и совершенного знания. В процессе изучения нужно возвращаться к изучению того или иного раздела по нескольку раз через определенные интервалы времени и повторяя весь путь изучения с самого нуля. Такой способ изучения можно назвать многократным или концентрическим. Нельзя, не зная последующего звена, создать совершенную модель звена предыдущего. Все это должно происходить в теснейшей связи с родным языком. Изучение будет иметь занимательный, популярный, выразительный и заразительный характер, сопровождаться схемами и таблицами, сопоставительным анализом. На каждом этапе Вы будете получать свои, соответствующие этапу, все усложняющие возможности, т.е., пособие построено концентрически. Проработав это пособие, Вы будете знать не только, что и как сказать по-английски, но и почему это так говорится. Необходимо развеять заблуждения относительно появляющихся в последнее время автоматизированных и других подобных способов переводов, понимания и изучения иностранного языка. К сожалению, во-первых, все они не спасают в нужный момент, во-вторых, качество таких переводов не подлежит никакой критике. Только переводы отдельных слов и наипростейших предложений могут еще как-то удовлетворить. Но тексты, переведенные компьютерным способом, практически невозможно понять. Поэтому, пока только долгим и тяжелым самостоятельным трудом можно осуществить свою мечту – знать иностранный язык. Учить иностранный язык приходится всю жизнь. Процессу совершенствования в языке нет предела. Цель изучения языка. Мы невероятно занизили наши культурные, культурологические требования к себе; уровень отношения к языку и родному и к иностранному, даже в иностранных вузах, смехотворен. Поэтому нужно сначала разобраться с той планкой, которую Вы хотите преодолеть. Ваши возможности и Ваши цели в понимании и изучении иностранного языка, с учетом того, что существует два английских языка: устный и письменный, можно разложить в следующем порядке (по их усложнению):

1.      Возможность понимать (перевести) простейшие написанные английские фразы.

2.      Возможность произнести самостоятельно, обдумывая каждое слово, простые отдельные английские фразы, почти без соблюдения правил грамматики.

3.      Возможность составить грамматически правильные простейшие предложения (т.е. перевести с русского на английский) и записать их.

4.      Возможность читать несложные английские тексты с использованием словаря для нахождения незнакомых слов.

5.      Возможность услышать простые отдельные слова, не чувствуя никакой связи между ними, в неторопливой английской речи человека, подстраивающегося под Вас.

6.      Возможность произнести несколько связанных английских фраз с более или менее правильной английской конструкцией.

7.      Возможность переводить русский текст на английский (с ошибками).

8.      Чтение без словаря с интуитивным определением незнакомых слов.

9.      Разговор с англоязычным собеседником на тему, заранее известную.

10.  Чтение литературы (не адаптированной), изданной в англоязычной стране.

11.  Разговор по телефону.

12.  Беглая речь на английском языке.

13.  Понимание беглой речи двух носителей языка.

14.  Возможность понимать англоязычный фильм.

15.  Возможность понимать на слух англоязычный радиоспектакль.

Таким образом, видно, что владение языком складывается из 4 навыков: умения слушать, говорить, писать и читать.

При работе над изучением языка нужно четко представлять свою цель и возможности на каждом данном этапе.

 

Краткое описание разделов.

В процессе написания этой книги отброшены те правила и разделы, которые не представляют затруднения для обучающихся и которые можно найти в любом учебнике. Для многих предложений мы не даем перевод. Книга нацелена на тех, перед кем встает задача от скромных зачатков знаний, полученных в школе или вузе, перейти к удовлетворительному практическому овладению английской речью и письмом, т.е. на тех, кто, уже хотя бы раз изучал английский язык. Особое внимание уделено тем разделам, которые обычно представляют наибольшие трудности изучающих язык. Пособие начинается нетрадиционно, с разделов, посвященных построению предложений. Причем повествовательное предложение рассматривается как ответ на вопросительное предложение. Рассматривается 3 схемы построения вопросительных предложений. Рассмотрены практически все виды сложных предложений. Большое внимание уделяется глаголам, как основной части предложения и наиболее трудной части речи в английском языке. Показаны особенности страдательного залога в английской речи. Очень просто пояснены неличные формы глагола. Разработана таблица обратного перевода русских времен в английские соответствия, из таблицы  видно, что при внимательном рассмотрении, оказывается, что русский глагол имеет далеко не только три времени. Разработано 25 глагольных конструкций. Показаны довольно-таки сложные для изучения различия между инфинитивом, герундием и причастием. Приведена полная таблица модальных глаголов. Совершенно оригинальны разделы, посвященные запоминанию слов и типичным ошибкам. Возможные ошибки рассмотрены со всеми частями речи. Дан целый ряд примеров неправильного построения предложений. Приведены ошибки в применении одинаково звучащих русских слов, но требующих разных соответствий в английском языке. Также показаны случаи применения напрашивающихся переводов русских выражений, но совершенно неправильных в английском языке. В разделе фонетики делается попытка озвучить каждый английский звук известными русскими звуками. Проработаны все 53 английских звука и звукосочетания; можно сравнить этот материал с любым источником и убедиться, что это одно из наиболее полных собраний английских звуков. Показаны также особенности американского произношения и целый ряд других различий в английском и американском вариантах языков. Эта глава особенно важна для тех, кто будет сдавать экзамены TOEFL (Test of English as a Forein Language).

Достаточно полна глава об артиклях. Их применение показано в зависимости от типа существительного.

Очень полезны для запоминания и пользования групповые и сопоставительные словари. Из собственной практики показаны буквально все возможные фразы по всем житейским темам, включая тосты и разговоры по телефону. Введена глава, содержащая переводы наиболее распространенных русских слов, что, между прочим, представляет трудности в связи с их распространенностью. Групповые словари построены с уклоном в современную тематику, как-то, терминология бизнеса, офиса, коммерции, юридические, музыкальные, карточные термины и будут полезны всем, работающим в этих сферах. Здесь же имеется ненормативная лексика. Введена глава, включающая в себя таблицу с 41 самых распространенных глаголов и 34 предлога, в конечном счете, обозначающая словосочетания с послеслогами с переводами и примерами. С целью совершенствования грамматических навыков в образовании сравнительной и превосходной степени приведена таблица всех оттенков диапазона слов «большой-малый». Предложения по темам бизнеса содержат совершенно готовые конструкции для разговора делового человека на наиболее типовые темы.

Итак, что же главное при изучении языка?

1. Накапливание и запоминание слов. Для этой цели существует 3 типа словарей: англо-русский, русско-английский и англо-английский, а также десятки специализированных словарей.

2. Тренировка произношения, фонетика. Этим пренебрегать нельзя, считая, что тебя и так поймут. Дело в том, что, не зная точно, как произносится данное слово, Вы никогда не сможете узнать его в чужой речи.

3. Построение предложений. Глобальный аспект, включающий в себя фразеологию, грамматику и т.д.

4. Ломка комплекса неверия в свои силы.

5. Привязка к логике родного языка.

6. Постоянная работа.

 

Тест для определения степени знания английского языка.

 

Перед началом изучения пособия Вы можете проверить себя при помощи теста из 30 предложений, в которых пропущены слова. Нужно выбрать из предлагаемых четырех вариантов один. Ответив правильно больше чем на 20 вопросов, считайте, что Ваше знание английского выше среднего. После изучения пособия проверьте себя снова, и Вы сможете убедиться в том, что время было затрачено не зря.

 

1.      My name’s Tamara. I __________ twenty-one years old.

is         am       have    got

2.      Is Igor a teacher? No, __________

he not              it isn’t             he doesn’t                   he isn’t

3.      Igor and Tamara are __________ people.

teachers                      nice                 long                 intelligents

4.      My brother __________ like to go to school.

doesn’t                       don’t               not                  hasn’t

5.      My friend and me ___________.

like rock both             both like rock             both rock like             like both rock

6.      I ___________ the Beatles last year, but now I do.

not like                       don’t like                    didn’t like                   didn’t liked

7.      ____________ milk in the bottle.

It is any                      There is any                There is some              There are some

8.      My mother ____________ me to buy some bread from the shop.

said                 told                 say to              told to

9.      Have you ____________ been to Paris?

often               never               usually                        ever

10.  Tamara didn’t meet _____________ friends in the street.

none                any                  someone                     a

11.  _______________ you speak English Igor? Yes, a little.

Have               Has                 Can                 Are

12.  We can see an English film _____________ Thursday night.

on                    in                     at                     of

13.  Oh, I ___________this Thursday.

am work                     work               am working                be working

14.  5th Element __________to be shown at the weekend.

have                can                  is going                       will

15.  Oh, I _______________________ 5th Element. It’s a good film.

already seen                have saw                     have already seen                  seen already

16.  Yes, it is but Titanic is_____________.

badly               best                 well                 better

17.  We ____________ go to the cinema a lot but we don’t go very often now.

use                  did used                    used to                                   used

18.  We _______________________ too much since Christmas.

ve been working                   ‘ve been work             will be working                      are working

19.  I have exams in June so I ____________ study every day.

should to                    am                   have to                                   must to

20.  If you _______________ the exams, we’ll take a long holiday.

passing                        pass                 will pass                      to pass

21.  Igor ______________ in a bank when he met Tamara.

is working                   has worked                 works              was working

22.  There was a robbery at the bank and the money _____________.

was stealing                stolen              was stolen                   was being stolen

23.  Ivan had to do more work. Vika thinks he _______________ take it easy and relax.

should             has to              might to                     must

24.  If Igor _________________________time, he would go out more often.

would have more                   had more                    will have more                                  would had

25.  As soon as Ivan has more money, _______________________ a car.

he buy             he had bought            he’ll buying                he’ll buy

26.  The Titanic ____________11 Oscars.

is given                       was given                   was gave                     gave

27.  Tamara said she ____________Coca Cola.

didn’t like                   don’t like                    might like                   won’t like

28.  By next year Igor ______________________- from the University.

will have gratuated                graduates                    graduated                   will be graduating

29.  Yesterday Tamara said that she _____________________ in three months.

will marrying              has married                 marrying                     would marry

30.  It’s cold today, _____________?

isn’t it             hasn’t it                      it is                  has it

 

Правильные ответы:

 

1.

am

11

can

21

was working

2

he isn’t

12

on

22

was stolen

3

nice

13

am working

23

should

4

doesn’t

14

is going

24

had more

5

both like rock

15

have already seen

25

he’ll buy

6

didn’t like

16

better

26

was given

7

there is some

17

used to

27

didn’t like

8

told

18

‘ve been working

28

will be graduated

9

ever

19

have to

29

would marry

10

am

20

pass

30

isnt

 

Идеальных учебников не бывает, но из каждого учебника обязательно можно почерпнуть что-нибудь новое и полезное. Данная книга собрана из многих источников и, конечно, из материалов собственных занятий английским. В тексте не указываются ссылки на источники, прямых выписок практически нет, все материалы переработаны с целью создания целостности той основной идеи, которая заложена в эту книгу – научить обычного человека какому-то уровню английского языка, который он сам себе установит.

Использованная литература.

 

The Concise Oxford Dictionary of current English. Eight Edition. Oxford University Press, 1990

Hornby A.S. Oxford Progressive English for adult learners. M., 1994

Shahbagova J.A. A Businessman’s treasure-trove. 1992.

Norman Lewis. Better English. Publishers and distributors., 1987

Качалова К.Н. Грамматика английского языка. М., 1964

Мокшанцев Б.Б. Русско-английский финансово-экономический словарь. Изд. «Банки и биржи» , 1994

Колпакчи М.А. Дружеские встречи с английским языком. Л.,1978.

Экзаменационные материалы TOEFL.

Куринский В. Автодидактика. www.kulichki.com/moshkow/POEZIQ/KURINSKIJ/autodidaktika.txt.

Масса источников в Интернете.

 

Вернуться к содержанию